Кажется, что командировки – совсем незначительный фактор при выборе работодателя. Куда важнее оклад и премии, ДМС и другие социальные гарантии. Однако есть категории кандидатов, которым важно путешествовать по делам компании.
Через бизнес-тревел они развивают профессиональные компетенции, расширяют сеть знакомств и параллельно смотрят новые города и страны. Давайте посмотрим, как компания может привлечь таких сотрудников через корпоративную программу командировок.

Целевая аудитория
Считается, что командировками легче всего заинтересовать молодых сотрудников до 35 лет. Именно они – миллениалы – привнесли тренд на блэже-тревел (командировка + отдых), привыкли к бронированию онлайн, ценят гибкость и ищут в каждом путешествии что-то новое – культурный опыт, полезные знакомства, навыки и знания.
HR-специалисты также смотрят в сторону поколения Z. Условно это студены первых курсов ВУЗов, для которых в будущей работе важна в том числе нематериальная мотивация. Они оценят инсентив-поездки, возможности обучаться в другом городе и гибкость бронирования.
Кстати, командировки интересны не только молодым людям. У зрелых специалистов поколения X (40+) уже подросшие дети, а, значит, освободилась энергия для построения карьеры и командировок. Следует позаботиться об их комфорте в поездке: от удобного времени вылета и такси до тревел-поддержки в условиях пандемии. Последний пункт важен для сотрудников любого возраста.
Что же именно привлечет потенциального кандидата в вашей корпоративной тревел-программе?
Привилегии бизнес-тревел
Предположим, что опытный специалист из фармацевтики или нефтяной сферы рассматривает несколько вариантов со сходной зарплатой и условием о частых командировках. Вот лишь неполный список тревел-привилегий, чтобы склонить его на вашу сторону:
- Информирование и тревел-поддержка на всех этапах.
- Страхование здоровья на время поездок.
- Выбор варианта проживания в рамках тревел-политики.
- Incentive-поездки и выездное обучение для лучших сотрудников.
- Бонусы от авиакомпаний и гостиниц, накопленные в командировках.
- Fast Track и апгрейд до бизнес-класса.
- Поощряется блэже-тревел: можно продлить поездку на выходные.
Как выявить тревел-потребности и ценности ваших кандидатов? На этапах собеседований можно опросить кандидатов об их ценностях, мотивации и потребностях напрямую либо через онлайн-формы опроса – Survey Monkey, Google Forms. Добавьте вопросы о готовности ездить в командировки и узнайте о предпочтениях. Вот примеры:
Какой способ мотивации (помимо материальной) для вас самый привлекательный?
- ДМС, гибкий график, бесплатное питание
- Обучение и наставничество
- Командировки
- Свой вариант
Как часто вы готовы ездить в командировки:
- 1 раз в месяц или чаще
- 1 раз в квартал
- 1 раз в полгода
- Не чаще 1 раза в год
Такая информация даст HR-менеджеру и руководителю первичное представление о приоритетах кандидата. Если позиция предполагает командировки, при личном интервью можно уже подробнее рассказать о тревел-программе в компании.
К тому же база данных по потребностям и интересам кандидатов разных возрастов и с разным стажем позволит правильно расставить акценты в вакансиях.
Например, выпускникам ВУЗов «рекламировать» корпоративные тренинги и инсентив-туры, business leisure и гибкое бронирование. Для опытных сотрудников 40+ можно представить меры заботы: тревел-поддержку, страхование, выбор класса «комфорт» и «бизнес», удобное время вылета.
Как выгодно представить программу бизнес-тревел?
Смело включайте пункт о преимуществах корпоративных поездок в текст вакансий на ресурсах компании.
Это может быть специальный раздел сайта, социальные сети, рассылки для сотрудников и кандидатов. Если публикуете сообщение на внешних сайтах и соцсетях, учитывайте специфику. На HH.ru проще закрывать массовые линейные позиции, а на LinkedIn – искать таланты в международную компанию.
Используйте социальные сети: пусть кандидат увидит вдохновляющий пост о новом тренинге или инсентив-поездке вашей команды в корпоративном аккаунте. Советуем протестировать разные форматы контента, например, опросы, фотоальбомы и видеоролики.
Так, короткое видео на YouTube наглядно покажет, насколько ваши корпоративные поездки и мероприятия увлекательны и полезны для профессионального роста.
Если ищете молодые кадры среди выпускников, приглядитесь к карьерным мероприятиям ведущих университетов. Это ярмарки вакансий, менторские программы (наставничество) и гостевые лекции от ваших спикеров. Презентация компании для студентов может включать плюсы деловых поездок и корпоративных тренингов, особенно если такие возможности открыты для стажеров и junior специалистов.
Во время адаптации на новом месте новичку пригодится FAQ (часто задаваемые вопросы) или полноценный справочник по устройству компании. Командировкам и нематериальному поощрению сотрудников можно посвятить специальный раздел.
Возражения. Риски командировок в пандемию
В последние два года отношение работников к условиям труда изменилось, в норму вошли удаленная работа и онлайн-встречи. Исследование McKinsey в конце 2020-го года показало, что больше 50% наёмных сотрудников по всему миру хотели бы работать в гибком формате (удалённо/офис) и после пандемии. Частые командировки могут и оттолкнуть: нужно рисковать здоровьем, сдавать ПЦР-тесты и отслеживать COVID-меры разных городов и стран.
Рекомендуем отработать возражения кандидатов, подробно описав тревел-поддержку в вашей организации. Как вы заботитесь о здоровье и безопасности сотрудников в поездках? А если они попадут под обязательный карантин в другом регионе? Как организуете ПЦР-тестирования?
Лучше четко обозначить, в каких ситуациях допустимо отказаться от командировки. К уважительным причинам относятся болезнь или семейные обстоятельства, а вот боязнь заразиться COVID-19 – нет. Работодатель снизит риск недовольства сотрудников в будущем, если сразу объяснит цели, условия и частоту деловых поездок.